Как выбрать холст для живописи

Одним из основных моментов начала написания картины является подбор холста. И если опытные художники на этом этапе не сталкиваются с трудностями, то для новичка выбор холста может вызвать некоторые затруднения.
В этой статье я хочу рассмотреть подробно, какие бывают холсты и как правильно сделать выбор.
В целом можно сказать, что холсты для живописи различаются по степени зернистости и тем, из какого волокна они производятся: натурального или синтетического.
Льняной холст
Классический вариант – это холст из льна. Такие холсты проверены временем, ведь шедевры многих мастеров, написанные на такой основе, хранятся веками.
Льняные холсты отличаются прочностью и долговечностью. К тому же они практически не поглощают влагу и сохраняют свою фактуру. А это, в свою очередь, способствует тому, что краски на льняном холсте не теряют своих свойств.
К минусам таких холстов можно отнести их большую стоимость и вес, а еще хочу обратить внимание, что существуют льняные холсты с неравномерной толщиной волокон и узелками, произведенные из короткого волокна. Такие холсты покупать не рекомендую вовсе. Краска на них со временем будет вести себя по-разному, что скажется на общем качестве красочного слоя. Да и просто писать на таком холсте – удовольствие так себе.
Хлопковый холст
Холсты из хлопка используются в живописи сравнительно недавно, а соответственно сложно сказать об их долговечности. В сравнительной характеристике — хлопок поглощает влагу сильнее, чем лен и больше подвержен деформации: со временем он может провиснуть.
Тем не менее, холсты из хлопка пользуются большой популярностью у современных художников. Поверхность хлопкового холста более ровная и гладкая, что особенно востребовано при написании картин с тонкой прорисовкой и детализацией. Также из-за сравнительно невысокой стоимости, хлопковые холсты часто используют студенты и начинающие художники.
Синтетический холст
Вообще новинкой в мире холстов можно считать синтетические холсты. На них пишут свои произведения художники Австралии и все большее количество европейских мастеров.
Нить синтетического холста производят из полиэстера. В описании этих холстов говорится, что они практически не впитывают влагу, наименее подвержены деформации, и обладают повышенной износоустойчивостью.
Но так как холсты из синтетического волокна появились совсем уж недавно – доверия большого среди профессиональных художников они пока не завоевали. Во всяком случае, в нашей стране. В магазинах мне они также не попадались.
Комбинированные холсты
Ну и конечно, существуют комбинированные холсты, для производства которых используют смесовые ткани. Такие холсты могу сочетать в себе нити льна и хлопка или сочетание натуральных и синтетических материалов в разных пропорциях.
Свойства таких холстов неоднозначны и не заслуживают похвалы профессиональных художников и реставраторов, так как в одной основе переплетены нити с разными свойствами. Что опять же ставит под сомнение долговечность самого холста и красочного покрытия будущей картины.
Их рекомендуют использовать в ученических работах.

С составом холстов мы разобрались, теперь давайте рассмотрим холсты по степени зернистости: какие они бывают и зачем такие нужны.
Мелкозернистые холсты
Мелкозернистые холсты имеют практически гладкую поверхность. На такой основе лучше прорабатываются мелкие детали и лессировка. В связи с этим мелкозернистые холсты отлично подойдут для написания портретов и других работ в стиле реализм, гиперреализм или фотореализм, где требуются мелкая детализация и точность линий.
Среднезернистые холсты
Среднезернистые холсты используются художниками как для тонкослойной, так и для пастозной живописи. Холсты с такой зернистостью выбирают для экспериментов и смешанных техник.
Крупнозернистые холсты
Крупнозернистые холсты производятся из толстых волокон и имеют ярко выраженную структуру. На таких холстах выполняют большие работы, выполненные в пастозной технике. В связи с большой рельефностью поверхности и повышенной прочностью полотно крупнозернистого холста выдерживает несколько толстых слоев краски и дает возможность художнику создавать объемные работы, выполненные мастихином.
Ну и самое главное
На что необходимо обратить внимание при выборе холста
- Качество полотна. Какой бы холст из перечисленных выше Вы не выбрали, при покупке внимательно осмотрите поверхность ткани: текстура холста должна быть везде одинаковой, без сглаженностей, полос или большого количества узелков.
- Правильное расположение ткани на подрамнике. Нити холста должны располагаться параллельно краям подрамника. В случае расположения ее наискось – ткань со временем будет деформироваться в интересных направлениях.
- Степень натяжения ткани на подрамник. Холст должен быть натянут как барабан. Ни в коем случае ткань не должна провисать.
- Равномерность нанесенного грунта. Загрунтованная поверхность должна быть равномерной без просветов. Лучше покупать холсты со стандартным трехслойным акриловым грунтом.
- Сглаженные приподнятые углы подрамника. Подрамники бывают разные (об этом мы поговорим в другой статье), но необходимо учитывать, что для лучшего результата Вашей работы внешний край подрамника должен быть приподнятым относительно остального периметра, а холст хорошо натянут по его внешнему округлому краю.
Надеюсь, что новичкам моя статья поможет выбрать правильную основу для своего будущего шедевра, и написание его пройдет с максимальным удовольствием. А у художников со стажем я хотела бы спросить, какими холстами Вы пользуетесь, на что обращаете внимание при выборе и где их приобретаете?
Новые комментарии